Цель анализа: определение качества воспитательной работы и степени реализации Рабочей программы воспитания МБОУ «Красномайская СОШ имени С. Ф. Ушакова» за 2024 - 2025 учебный год.

Исполнитель: заместитель директора по воспитательной работе Румянцева О. С.

Дата составления анализа: июнь 2025 г.

Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

Условия организации воспитательной работы по четырем составляющим:

-нормативно-методическое обеспечение;

-кадровое обеспечение;

-материально-техническое обеспечение;

-удовлетворенность качеством условий.

Анализ организации воспитательной работы по следующим направлениям:

- реализация внеурочной деятельности;

- реализация воспитательной работы классных руководителей;

- реализация дополнительных программ;

- удовлетворенность качеством реализации воспитательной работы. Проводится с заполнением сводных таблиц выполненной работы и анализа ее качества, анкетирование.

Анализ воспитательной работы школы состоит из пяти частей:

1. Краткая характеристика воспитательной работы школы.

2. Кадровый состав воспитательной службы школы.

3. Методическая деятельность по воспитательной работе.

4. Анализ организации воспитательной деятельности согласно действующей Рабочей программы воспитания.

5. Качество воспитательной работы (анализ результатов работы школы по воспитанию, социализации и саморазвитию школьников; анализ состояния совместной деятельности детей и взрослых в школе).

Анализ воспитательной работы школы построен на основе данных:

- справки по итогам анализа воспитательной работы школы за первое и второе полугодие;

- справок по итогам внутришкольного контроля по вопросам воспитания;

- отчетов и анкетирования классных руководителей;

- отчетов педагогов внеурочной деятельности;

- отчета социального педагога;

- отчета педагога – психолога;

- анкетирования школьников;

- анкетирования родителей;

- посещение классных и общешкольных мероприятий.

Воспитательная работа в школе организовывалась в соответствии Рабочей программы воспитания на 2024 – 2023 учебный год, с планом воспитательной работы школы на уровне НОО, ООО, СОО, планов воспитательной работы классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога.

Цель воспитательной работы на 2024 – 2025 учебный год: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)

Для достижения цели школа ставила перед собой задачи:

- усвоение обучающимися знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).

Контроль проходил в соответствии с планом внутришкольного контроля на 2024 – 2025 учебный год.

В основе воспитательной системы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по направлениям Рабочей программы воспитания:

- гражданское воспитание

- патриотическое воспитание

-  духовно-нравственное воспитание

- эстетическое воспитание

-  физическое воспитание

- трудовое воспитание

- экологическое воспитание

- ценности научного познания

Данные направления воспитательной работы реализуются через инвариантные и вариативные модули воспитания.

2. Нормативно-методическое обеспечение

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);

2. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413);

3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/2).

3. Кадровый состав воспитательной службы школы

Руководящий состав

Должность

ФИО

Квалификационная категория

Образование

первая

высшая

высшее

высшее педагогическое

средне-специальное

заместитель директора по воспитательной работе

Румянцева Ольга Сергеевна

 

+

+

+

 

Педагогический состав

 

Всего

Квалификационная категория

Стаж работы

Выс

шая

1кат.

соотв.

долж.

нет категории

до 3лет

3-10

10 - 15

≥15

Классные

руководители

21

8

11

2

0

0

2

2

17

Воспитатели  в группе досуга

1

-

1

-

-

-

-

-

1

Социальный педагог

1

-

-

1

-

-

-

1

-

Педагог  - психолог

1

1

-

-

-

-

-

-

1

Выводы:

1. Штат воспитательной службы сформирован в необходимом объеме, имеются все необходимые специалисты.

3. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

     Содержание материально-технического обеспечения воспитательной работы соответствует требованиям к материально-техническому обеспечению ООП и включает технические средства обучения и воспитания, соответствующие поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности.

Материально-техническое обеспечение учитывает специфику ООП, специальные потребности обучающихся с ОВЗ и следует установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.

Информационное обеспечение воспитательной работы.

Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей инфраструктуре объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, интернет - ресурсами и специализированным оборудованием.

Информационное обеспечение воспитательной работы направлено на:

- информирование о возможностях для участия обучающихся в социально значимой деятельности;

- информационную и методическую поддержку воспитательной работы;

- планирование воспитательной работы и её ресурсного обеспечения;

- мониторинг воспитательной работы;

- дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности);

- дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы.

Информационное обеспечение воспитательной работы включает: комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных средств (компьютеры, принтеры, сканеры и др.).

4. Анализ организации воспитательной деятельности согласно действующей Рабочей программы воспитания.

В школе реализуется общешкольная модульная рабочая программа воспитания. При выборе модулей программы руководствовались, прежде всего, особенностями социально – культурной среды проживания наших учеников, социальным паспортом школы и запросом общества и Российского государства:

Инвариантные модули:

1. Урочная деятельность

2. Внеурочная деятельность

3. Классное руководство

4. Основные общешкольные дела

5.Внешкольные мероприятия

6. Организация предметно-пространственной среды

7. Взаимодействие с родителями

8.Самоуправление

9. Профилактика и безопасность

10. Социальное партнерство

11. Профориентация

Вариативные модули:

1. Детские общественные объединения

  В начале года был обновлен социальный паспорт школы, (данные по категориям: многодетные, неполные семьи, группы риска, ОВЗ, дети- инвалиды и т.д.).

Модуль «Урочная деятельность»

Воспитательный потенциал урока был и остается неотъемлемой частью воспитательной работы в школе. Во всех классах, с 1-го по 11-й, было организовано знакомство с историей возникновения государственных символов. Обучающиеся 1–4-х классов – в рамках предмета «Окружающий мир», 5–11-х классов – «Обществознание». Работа была организована учителями начальных классов и учителями истории и обществознания и классными руководителями. Кроме этого на уроках литературы, истории, географии, обществознания обращаются знаменательным датам страны и биографии исторических, литературных личностей, широко используется краеведческий материал. Привлекают внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, событий. Особенно это четко прослеживается на уроках гуманитарного цикла. Например, на истории постоянно проводят параллель с современностью, акцентируют важность сильного и независимого государства и гражданский долг служения Отечеству.

Используются различные формы урока (урок тестирование, урок с групповыми видами работы, урок исследование и т.д.) Широко применяются интерактивные формы работы.

В 2024 –5учебном году были проведены открытые уроки по предметам.

Большинство педагогов-предметников подбирают методы обучения и воспитания в соответствии с задачами уроков и в зависимости от контингента обучающихся. Педагоги-предметники включали в содержание уроков практико-ориентированные задания, опирающиеся на личностные результаты, побуждали школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка школы.

Не все педагоги учитывают индивидуальные особенности обучающихся при определении объема задания и уровня трудности за счет использования разноуровневых заданий. Затрудняются оценить уровень успехов слабых учеников, их прогресс в получении знаний по их предмету.

Вывод: продолжить работу над формированием у обучающихся важных учебных навыков, опирающиеся на личностные результаты.

Рекомендации: поощрять активное участие детей в олимпиадах и конкурсах по предметам, поддерживать инициативу обучающихся, широко применять различные формы урока.

Модуль «Классное руководство»

   На начало 2024/5учебного года в школе был сформировано 21 классный коллектив. Классные руководители 1 – 11х классов разработали планы воспитательной работы с классами в соответствии с Рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы уровней образования.

Классными руководителями использовались различные формы работы с обучающимися и их родителями в рамках модуля «Классное руководство»:

- тематические классные часы;

- участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков, фотоконкурсы, конкурс чтецов;

- коллективные творческие дела;

- участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах;

- индивидуальные беседы с учащимися;

- индивидуальные беседы с родителями;

- родительские собрания.

В основном все классные руководители подходят к своей работе с ответственностью, руководствуясь функциональными обязанностями.

Однако в коллективе есть классные руководители, за которым нужен особый контроль (несвоевременная сдача документации, низкая активизация обучающихся в подготовке и участия в мероприятиях, некачественная подготовка к классным часам, снижение посещения родительских собраний родителями).

Хочется выделить наиболее активных классных руководителей, в классах, которых хорошо развито конкурсное движение и активная позиция. Это классные руководители 1а, 2а, 3а, 5в, 6б, 7б, 9а и 9б классов.

Вывод: считать реализацию модуля «Классное руководство» за 2024/25 учебный год удовлетворительной.

Рекомендации: продолжить работу по формированию классного коллектива, повышать уровень компетентности классного руководителя (курсы ПК).

Модуль «Внеурочная деятельность»

   Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Она планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

С этого учебного года внеурочные занятия по одному часу в неделю – в обязательном порядке были отведены на внеурочную деятельность:

-«Разговоры о важном», школьникам рассказывали о патриотизме, обсуждали вопросы, связанные с гражданским воспитанием, историческим просвещением, нравственностью, экологическими проблемами. (понедельник, первый урок, после линейки) Темы и содержание занятий были определены с разбивкой по классам. Все материалы для педагогов были размещены к началу учебного года на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Внеурочная деятельность»;

-профориентации, занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.

-функциональной грамотности, занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); методическая помощь предложена на сайте https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

Для учета потребностей, особенностей и интересов учащихся при формировании плана внеурочной деятельности было проведено анкетирование обучающихся и родителей (законных представителей) учащихся. По результатам анкетирования запросов участников образовательных отношений были выбраны направления внеурочной деятельности.

Основными формами организации внеурочной деятельности выступают кружки и секции. Все руководители кружков работают по утвержденным программам.

Применяются такие формы внеурочной деятельности, как экскурсии, конкурсы, соревнования, исследования, проектная деятельность и т. п., а также участие в социальных акциях, используются в рамках воспитательной работы класса.

По сравнению с прошлым учебным годом посещаемость кружков внеурочной деятельности ОО увеличилась на - 11%, в связи открытием на базе школы дополнительные места в дополнительном образовании – в области технической направленности.

Количество предложенных кружков внеурочной деятельности для детей и подростков в ОО увеличилось на  12%.

В обязательном порядке час в неделю «Разговоров о важном». Занятия направлены на формирование взглядов и убеждений подрастающего поколения на базе национальных ценностей.

Занятия проводились строго по графику - каждый понедельник, по темам предложенным Министерством образования. Темы и содержание занятий уже определены с разбивкой по классам.

Все классные руководители используют мультимедийное оборудование и применяют интерактивные формы ведения занятий.

Согласно опросу по проведению «Разговоров о важном» наибольшую заинтересованность учеников вызывали следующие формы: выполнение интерактивных заданий, просмотр и обсуждение видеороликов, работа в группах.

В течение 2024-2025 учебного года школа создавала условия для реализации потребностей учащихся и их родителей в дополнительных образовательных услугах.

Особое место в школе отводится организации внеурочной деятельности через творческие объединения, кружки и спортивные секции. На базе школы функционируют объединения спортивного, социально – гуманитарного, художественного, туристско – краеведческого и технического направления. Создано структурное подразделение – Школьный спортивный клуб, которое является одним из основных направлений развития спортивно-оздоровительной деятельности во внеурочное время в школе в рамках реализации ФГОС и дополнительного образования.

Дополнительное образование в МБОУ «Красномайская СОШ имени С. Ф. Ушакова» организовано через работу следующих объединений:

Руководитель кружка, секции

Название кружка

Коли-чество часов

Класс

Направление

1

Боровик Е. С.

«История моей семьи»

1 ч

3 кл.

социально-гуманитарное

2

Бриченкова Д. Д.

«Я – гражданин России»

1 ч

 кл.

социально-гуманитарное

3

Румянцева О. С.

«Мастер'ОК»

1 ч

3 кл.

художественное

4

Виноградова Н. Ю.

«Моя художественная практика»

1 ч

4 кл.

художественное

5

Сергеева О. В.

«Моя художественная практика»

1 ч

4  кл.

художественное

6

Потапова Е. А.

«Поиграй со мной»

1 ч

2 кл.

художественное

7

Зарембо М. Н.

«Веселые штрихи»

1 ч

1 кл.

социально-гуманитарное

8

Демченков Н. Д.

 «Пешеходный туризм»

«Пионербол»

1 ч

2 ч

 6 - 7  кл.

5 кл.

туристско – краеведческое

физкультурно-спортивное

9

Боровик Е. С.

«Юный патриот»

1 ч

6 кл.

социально-гуманитарное

10

Захарова И. А.

«3D моделирование»

2 ч

5 кл.

6 кл.

техническое

11

Абасова А. И.

«Культура речи»

1 ч

9 кл.

социально – гуманитарное

12

Петрова Л. Г.

«Шаги в экспериментальную биологию»

1 ч

8 кл.

естественно - научное

13

Лысак О. В.

«За страницами учебника математики»

1 ч

10 - 11 кл.

социально – гуманитарное

14

Беликова Т. С.

«Музейное дело»

1 ч

8 кл.

туристско - краеведческое

15

Хренкова Е. А.

«Занимательная грамматика»

1 ч

8 кл.

социально - гуманитарное

16

Певцова И. В.

 «Солнечный ветер»

2 ч

9 кл.

социально - гуманитарное

17

Вильгань А. Н.

«Волейбол»

2 ч

2 ч

8 – 9 кл.

10  - 11 кл.

физкультурно – спортивное

81%  охват контингента обучающихся 1-11 классов – дополнительными общеобразовательными программами во внеурочное время (процент охвата контингента связан исходя из количества выделенных ставок для педагогов и их основной нагрузки в школе.

Вывод: Таким образом, из всего проведенного выше можно сказать, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план ООП , но и новым взглядом на образовательные результаты.

Школа и дополнительное образование обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

- внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

- дополнительное образование способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся;

- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Модуль «Общешкольные ключевые дела»

     С 1 сентября 2022 года обучающиеся школы начали изучать государственные символы РФ. Классные руководители 1–11-х классов знакомили обучающихся с историей возникновения и празднования Дня Государственного герба России (30 ноября) и Дня принятия ФКЗ о Государственных символах России (25 декабря).

С сентября 2022г., по понедельникам, введены еженедельные линейки.

Перед началом линейки в присутствии всех параллелей (по очереди) поднимается Государственный флаг Российской Федерации и исполнение гимна России. На общешкольной линейке озвучивались ключевые дела недели и важные государственные события, затем следовали внеурочные занятия «Разговоры о важном», по единым предложенным темам. В рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» происходило знакомство обучающихся с государственными праздниками РФ и значимыми датами и событиями страны.

Анализ проведенных линеек показывает, что дети и учителя ждут новостей школы, с удовольствием слушают о проведенных мероприятиях в своих и других классах, узнают новости о победителях в различных конкурсах и спортивных мероприятиях, а также анонс образовательных событий школы на неделю, участвуют в предложенных мероприятиях.

Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой педагогов с детьми (подготовка декораций к мероприятию, создание подарков к празднику для друзей, родителей, самостоятельная творческая деятельность, занятия, обсуждение), которая направлена на самореализацию каждого ребенка, формирование чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром. Столь эмоциональному детскому восприятию способствует общение педагогов с родителями своих обучающихся, обсуждение значимости проведения работы по формированию нравственности посредством приобщения к православной культуре не только в образовательном учреждении, но и дома, чтобы ребенок чувствовал, что его творческое познание, интерес к православной культуре поддерживается и укрепляется среди близких ему людей.

Самыми любимыми мероприятиями (почти 100% участие школьных коллективов), по-прежнему являются:

- День знаний

- День самоуправления

- День матери

- Новогодние торжества

- 8 марта

- Участие в мероприятиях ко Дню Победы

- Последний звонок

- Торжественное вручение аттестатов

    Большая часть школьных мероприятий проводимых в ОО, в настоящее время, проходят под эгидой Всероссийских, региональных и муниципальных, военно-патриотическим акций. Весь коллектив школы (обучающиеся, родители, педагоги) принимает активное участие в таких мероприятиях и конкурсах.

  • День неизвестного солдата
  • День Героев Отечества
  • «Блокада Ленинграда»
  • День Победы, Бессмертный полк
  • Военные сборы
  • Всероссийские акции «Окна победы», «Свеча Победы»
  • Письмо солдату, Свеча Памяти др.

Анализ качества и количества классных мероприятий показал:

- мероприятий проведено на 12 %, больше, чем в прошлом году этого же периода.

- качество мероприятий – «удовлетворительное»

- динамика позитивных отзывов школьников, родителей, педагогов о воспитательных делах, событиях и мероприятиях по сравнению с прошлым годом выросло на 17 % процентов.

Примером могут служить праздники, подготовленные и проведенные классными руководителями, совместно с родителями в классах начального уровня образования.

В каждом классе и на этажах школы существуют стенды, в которых возможны сменные экспозиций, широко используется технология событийного дизайна (День осени, День учителя, Новый год, День Победы, Окна победы и т.д. )

Размещение различной информации на стендах позволяет акцентировать внимания школьников посредством элементов предметно - эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

Вывод: Мероприятия данного направления проведены в полном объеме и соответствовали заявленной теме.

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении и увеличить активность участия в патриотических конкурсах и акциях на муниципальном, областном и всероссийском уровнях.

Модуль «Внешкольные мероприятия»

    Большая часть мероприятий, проводимых в школе, в настоящее время являются Всероссийскими, региональными акциями или конкурсами, и все классные коллективы подключены к этим мероприятиям, обучающиеся принимают активное участие в них, занимают призовые места.

Вывод: Проведенные мероприятия данного направления проведены в полном объеме и соответствовали заявленной теме.

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении и увеличить активность участия во внешкольных мероприятиях.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

     Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществлялось через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; организована церемония поднятия (спуска), вноса (выноса) государственного флага Российской Федерации.

На 1 этаже постоянно обновляются выставки творческих работ детей (поделки, рисунки).

В каждом кабинете есть свои выставки достижений и информационная панель класса.

К каждому общешкольному мероприятию украшаются рекреации и фойе школы (1 сентября, День учителя, День матери, Новый год).

Вывод: окружающая школьника среда оказывает влияние на восприятие ребенком того, что происходит с ним в образовательной организации каждую конкретную минуту, здесь и сейчас. Вот почему важно, чтобы эта среда была эмоционально позитивной, благоприятной для проявления творческой активности и психологически комфортной для ребенка, поднимала настроение, предупреждала стрессовые ситуации. Ведь все это будет способствовать положительному восприятию ребенком школы и происходящей в ней деятельности. В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают».

Рекомендации:

1. Необходимо продолжить работу по дальнейшему оформлению школьного пространства с целью повышения его эстетической привлекательности.

2. Необходимо активизировать работу по привлечению творчески настроенных школьников к дальнейшей модернизации предметно - эстетической среды.

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»

     Воспитательный процесс в школе невозможен без тесного сотрудничества с родителями учеников. Согласно протоколам родительских собраний отмечено, что в каждом классе создан родительский комитет. При непосредственном участии родительской общественности утверждается уклад школьной жизни внешний вид и форма обучающихся, контролируется школьное питание, посещение кружков внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Родители постоянные участники и организаторы классных праздников, экскурсионных поездок, которые организуются для обучающихся. В каждом классе проведены плановые родительские собрания.

Классные руководители работают в тесном контакте с родителями и учителями-предметниками, это благотворно влияет на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учениками (постоянно).

В индивидуальном порядке классные руководители:

- обращаются к специалистам для решения острых конфликтных ситуаций;

- приглашают к участию родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

- прибегают к помощи родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий.

Отсутствие обращений родителей или законных представителей учеников вне образовательной организации (вышестоящие инстанции) в 2022-2023 учебном году является хорошим показателем качества организации взаимодействия родителей.

Для объективной оценки при организации учебно-воспитательного процесса, родители (законные представители) принимали участие в социологических опросах, направленных на выявление степени удовлетворенности родителей процессом и результатами учебно - воспитательного процесса в школе. Приняли участие 80%. По итогам анкетирования родителей (законных представителей) и обучающихся можно сделать следующие выводы:

Родители удовлетворены качеством образовательных услуг, компетентностью и профессионализма учителей, классных руководителей. В целом родители удовлетворены качеством организацией деятельности педагогов и специалистов школы, организацией внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, качеством проводимой коррекционной помощи специалистами социально-психологической помощи. Удовлетворены проведением в школе культмассовых и спортивных мероприятий.

Удовлетворены качеством питания.

Высокая степень информированности об образовательной организации, узнают информацию через сайт, социальные сети – 97%. Данная цифра нам дает информацию о том, что свыше 90% родителей имеют возможность выходить в интернет и получать своевременную информацию об организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Выводы: вся проделанная работа заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать:

- работа с родителями требует тщательной подготовки со стороны классных руководителей и контроля со стороны администрации.

- уровень посещаемости родительских собраний. Некоторые родители не посещают систематически родительские собрания. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов, совместно КТД).

Рекомендации:

1. Углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительно м результате образовательного процесса.

2. Усилить работу классных руководителей в работе с родителями (в различных направлениях).

3. Тщательней готовиться к родительским собраниям. Заблаговременно изучить все имеющуюся документацию, уточнить, если возникают сомнения (у завучей, социального педагога, психолога, директора). Все документы, предоставленные для изучения родителей, предоставлять в распечатанном виде.

4. Активно привлекать родителей к использованию электронных ресурсов как средства получения информации.

5. Установить плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе.

Модуль «Самоуправление»

С начала учебного года создан Совет старшеклассников. В Совет старшеклассников включены лидеры  8 - 11 классов. Обучающиеся принимают участие в коллективно-творческих делах школы. По инициативе Совета Старшеклассников был проведен День самоуправления школы, проведен «Новогодний переполох», вахта Памяти, праздника 8 марта, День Победы, Последний звонок. Также участники ученического самоуправления активно участвуют в акциях различного уровня.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений образования.

Вывод: работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной.

Рекомендации:

1. Необходимо активизировать работу Совета через более тесное сотрудничество с классными коллективами.

2. Сделать жизнь в классе открытой и  освещать свои мероприятия.

3. Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее их число для активного участия в самоуправлении.

4. Классным руководителям активизировать работу классных ученических самоуправлений.

Модуль «Профилактика и безопасность»

    Модуль «Профилактика и безопасность» (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний, профилактика правонарушений и безнадзорности) реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.

Выводы: в школе созданы оптимальные условия для формирования законопослушного поведения обучающихся, профилактики безнадзорности и правонарушений, асоциального поведения. Проведены и обобщены итоги межведомственных профилактических акций. Своевременно сформированы и обновлены банки данных по различным категориям учащихся и их семей. Проведена работа по реализации проектов антинаркотической направленности в электронных средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет. Целенаправленно проводится работа по улучшению качества воспитания за счет формирования у обучающихся ценностей здорового образа жизни, формирования активной гражданской позиции в сфере профилактики наркомании. Планомерно и целенаправленно проводится информационно-наглядная агитация, развитие и стимулирование детского творчества.

Рекомендации:

1. Продолжить профилактическую работу с родителями и их детьми, намечать и реализовать конкретные действия со стороны родителей, школы, социального педагога и педагога-психолога, представителей административных органов для оказания социально-психологической помощи обучающимся.

2. Социально - психологической службе школы, классным руководителям осуществлять постоянный контроль за семьями, имеющими детей группы риска и неблагополучными семьями.

3. Психолого-педагогическую поддержку осуществлять через проведение родительских лекториев, проведение тематических встреч и родительских собраний.

4. Вовлекать в работу с трудными подростками не только социального педагога, педагога-психолога и классного руководителя, но и педагогов дополнительного образования, мотивировать этих детей к творческой и трудовой деятельности.

Модуль «Социальное партнерство»

    Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Большая роль в воспитательной работе школы отводится взаимодействию с нашими социальными партнерами: врачами, работниками КДН И ЗП, сотрудниками МВД, ГИБДД, пожарной часть №61, Красномайской детской музыкальной школой, храмом святого свм Фаддея в пгт Красномайский, Красномайской поселковой библиотекой, Домом культуры.

Развитию творческих способностей учащихся способствует не только сетевое партнерство с учебными и дополнительными образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, но и образовательными и просветительными онлайн площадками («Учи.ру», «Яндекс Учебник» и др.).

Выводы: таким образом, социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность оказывается наиболее эффективной и экономичной для партнеров, в том числе и в системе образования.

Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Координатор деятельности по профориентационной работы является заместитель директора по воспитательной работе;

- выполняющие рекомендации координатора:

педагог-психолог, классный руководитель, учителя начальных классов, учителя - предметники, библиотекарь в образовательной организации, социальный педагог, медицинский работник.

Профориентационная работа заложена в программах внеурочной деятельности в каждом классе.

Начиная с начальной школы, проводятся уроки знакомств с профессиями, которыми владеют родители учеников, проходят презентация наиболее востребованных профессий.

Начиная с 7 классов в практику профориентационной работы школы:

- встречи со специалистами службы занятости;

- дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях по графику (ВУЗов, СПО);

Реклама ВУЗОВ других регионов в группе школы ВКонтакте

- встречи с представителями профессиональных образовательных организаций,

в течение года;

- экскурсии в профессиональные образовательные организации, ВУЗы в (течение года);

- - профориентационные беседы с сотрудниками МЧС России, встреча сотрудников колледжей, беседы с сотрудниками медицинского и педколледжа, и другими предприятиями, организациями и учреждениями.

- общешкольные профориентационные мероприятия: часы общения, беседы, круглые столы, классные часы;

- участие обучающихся во Всероссийском проекте «Билет в будущее».

Анализ результатов опроса выявил необходимость проведения профтестирований и диагностик в рамках учебного процесса, в присутствии учителя. Несмотря на создаваемые условия и проводимые мероприятия, к сожалению, не все выпускники осознанно подходят к выбору будущей профессии, не все родители проявляют заинтересованность в содействии выбора будущей профессии их ребенка.

Подводя итоги профориентационной работы в школе, можно сделать

Выводы:

1. В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.

2. План профориентационной работы реализован на достаточном уровне.

3. В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.

Рекомендации:

1. Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся.

2. Ориентировать обучающихся на выбор профессий, востребованных в Тверской области.

3. Создать действенную индивидуализированную систему профессиональной ориентации с включением в неё всех субъектов воспитательно-образовательного процесса с 1-11 класс.

Модуль «Детские общественные объединения»

    Действующие на базе школы детские общественное объединение – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В школе действуют следующие детские общественные объединения:

- военно – патриотический клуб «Импульс»

- добровольческое объединение «Солнечный ветер»

Кроме того, школа активно работает по Программе развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». Эта программа разработана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности. Для участия в программе «Орлята России» охват обучающихся начальных классов составил 100%.

Также школа активно включилась в работу Движения первых. В Движение первых были приняты учащиеся 5-ых классов.

Выводы: деятельность детских общественных движений в школе в 2024- 2025 учебном году можно считать достаточно результативной, о чем свидетельствуют итоги конкурсов, акций, проведенных муниципальных и региональных мероприятий.

Рекомендации:

1. Необходимо продолжить работу по вовлечению обучающихся в деятельность в «Орлята России».

2. Продолжить работу по вовлечению обучающихся в работу «Движения первых».

3. Активизировать вовлечение детей «группы риска», детей из неблагополучных семей в деятельность детских общественных организаций, общешкольные мероприятия, конкурсы, общественно значимые дела.

4. С целью повышения методического уровня руководителей детских объединений, а также педагогов-организаторов и классных руководителей необходимо предусмотреть проведение мастер-классов, семинаров-практикумов и открытых мероприятий на базе школ в рамках изучения, обобщения и распространения лучшего педагогического опыта.

5. Расширить проектную и исследовательскую деятельность в работе с детскими организациями с учетом основных направлений воспитательной работы.

5. Заключительные положения

     Анализируя деятельность в 2024 – 2025 учебном году, можно сказать, что школа в достаточной мере добилась поставленных целей. Анализ реализации программы воспитательной работы в ОО осуществлялся на основе рабочей программы воспитания школы.

Вывод:

1. Воспитательная работа в школе организована на высоком уровне.

2. Ежемесячно план работы корректируется согласно мероприятиям, которые добавляются по рекомендациям Министерства, региона и округа.

3. Воспитательные события, дела и мероприятия реализуются в соответствии с рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы, а также планами ВР классных руководителей.

4. Социально-психологическая служба, администрация школы оказывают необходимую поддержку педагогам по реализации задач воспитания, как в соответствии с планами работы, так и по запросу педагогов.

Рекомендации:

1. Поощрить деятельность классных руководителей.

2. Обеспечить решение выявленных проблем в воспитательном процессе школы.

3. Педагогам-предметникам:

- шире использовать возможности игровой, интерактивной и проектной технологий для организации учебной деятельности обучающихся при реализации воспитывающего компонента уроков;

- при разработке поурочных планов предусматривать организацию интерактивной деятельности обучающихся на различных этапах урока.

Учитывая потребности учащихся, их родителей и учителей в 2025- 2026 учебном году мы поставили следующие задачи воспитания:

- в план рабочей программы внести мероприятия молодежного движения РДДМ и увеличить число участников Движения в школе;

- продолжить развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через блок дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, разнообразных форм внеурочной работы;

- продолжить работу по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному воспитанию с использованием современных технологий.

- продолжить развитие ученического самоуправления и детских общественных организаций для развития инициативы, самостоятельности, чувства ответственности у обучающихся школы.

- привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу школы, дальнейшее расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.

Заместитель директора по воспитательной работе                             Румянцева О. С.

© 2025. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красномайская средняя общеобразовательная школа имени С.Ф. Ушакова"