https://www.edu.yar.ru/azbuka Азбука цифрового мира расскажет простым языком о сложных вещах из необъятного мира цифровых технологий. Увлекательные комиксы, специализированные тренажёры и интересные игры!
www.edu.yar.ru/safety/sites/region Региональный сегмент реестра безопасных Интернет-ресурсов для детей
Родителям
Группа регионального ресурсного центра ГУ ЯО ЦТИСО. Безопасный Интернет
Группа ГУ ЯО ЦТИСО Безопасный Интернет в социальной сети ВКонтакте. Полезные ссылки, материалы для педагогов и родителей!
Правительство утвердило новую концепцию информационной безопасности детей в России.
Ее стратегические цели - развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.
Концепция предусматривает, в частности:
- введение в российских школах уроков информационной безопасности и цифровой грамотности;
- проведение просветительских мероприятий для родителей, учителей, работников детских и юношеских библиотек;
- расширение спектра возможностей услуги "Родительский контроль" на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок.
17 мая 2023 года Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении Стратегии комплексной безопасности детей в РФ на период до 2030 года.
Дети в интернете: риски, о которых нужно знать родителям
Эксперты Альянса по защите детей в цифровой среде рассказали, какие интернет-риски сейчас наиболее актуальны и как защитить от них ребенка.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители, ответственные за реализацию мероприятия |
||
I. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию |
|||||
1.1. |
Проведение внеурочных занятий с учащимися по теме «Приемы безопасной работы в интернете» |
1-2 четверть |
Классные руководители |
||
1.2. |
Ознакомление родителей с информацией для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации |
Сентябрь |
Классные руководители |
||
1.3. |
Ознакомление пед.коллектива с 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и утверждение плана обеспечению информационной безопасности обучающихся школы в 2020-2021 уч.г. |
Сентябрь |
Администрация школы, учителя- предметники |
||
1.4. |
Размещение информации для педагогов по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в системе в учительской. |
сентябрь |
Руководитель программы «Безопасность» |
||
1.5. |
Размещение на сайте школы рекомендаций и информации для родителей 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» |
сентябрь |
Электроник |
||
1.6. |
Обновление информации в уголках безопасности по безопасному интернету |
август (перед началом учебного года) |
Классные руководители |
||
1.7. |
Мониторинг поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания. |
ежемесячно |
Библиотекарь, электроник |
||
1.8. |
Участие в обучающих семинарах для руководителей, учителей по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома. |
ежегодно |
Администрация школы |
||
II. Внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств |
|||||
2.1. |
Мониторинг функционирования и использования в школе программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию Интернет-трафика |
В течение года |
Электроник |
||
2.2. |
Мониторинг качества предоставления провайдером услуги доступа к сети Интернет образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика |
В течение года |
Электроник |
||
III. Профилактика у обучающихся интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, формирование навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно - телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации |
|||||
3.6. |
Внедрение и использование программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся школы к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания |
В течение года |
Электроник, учитель информатики |
||
3.7. |
Организация свободного доступа обучающихся и учителей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам. |
Ежегодно |
Администрация школы |
||
3.8. |
Внедрение и использование программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся школы к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания |
Ежегодно |
Электроник |
Правило № 1 ХРАНИТЕ ТАЙНЫ Персональные данные (имя, фамилия, адрес, дата рождения, номера документов) можно вводить только на государственных сайтах или на сайтах покупки билетов. И только в том случае, если соединение устанавливается по протоколу https. Слева от адреса сайта должен появиться значок в виде зеленого замка — это означает, что соединение защищено. |
Правило № 2 БУДЬТЕ АНОНИМНЫ Не надо ставить свою фотографию на аватар, если вам не исполнилось хотя бы 15-16 лет. Все дети и подростки младше этого возраста, публикуя свою фотографию, рискуют стать жертвой злоумышленника. |
Правило № 3 НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ Буллинг. Ребенка обзывают или травят в интернете — чаще всего без какой-либо причины, «потому что так весело». К жертве могут прицепиться из-за фотографии в профиле или из-за поста в соцсетях. Педофилы. Просят прислать личные фотографии, а при отказе угрожают расправой над членами семьи или шантажируют другими способами. Мошенники. Пытаются завладеть данными пользователя или втянуть ребенка в опасную финансовую авантюру. Главное средство защиты от всех этих угроз — конфиденциальность. Нельзя выкладывать свои фотографии в Cеть. Следует ограничить доступ к информации о всех сторонах своей жизни. |
Правило № 4 РАСПОЗНАЙТЕ ЗЛОУМЫШЛЕННИКА На что надо обратить внимание прежде, чем вступить в диалог? Что сигнализирует об опасности? · Вы не знакомы с этим человеком в реальной жизни. · Ваш собеседник явно взрослее вас. · У него нет или очень мало друзей в соцсети. · Собеседник о чем-то просит: сфотографироваться, прислать какие-то данные и т. д. |
Правило № 5 ХРАНИТЕ ФОТО В НЕДОСТУПНОМ МЕСТЕ Правила публикации собственных фотографий очень простые — если вы не хотите, чтобы они стали достоянием общественности, нельзя выкладывать их в интернет и отправлять кому-то с его помощью. Вообще. Даже мессенджеры «умеют» копировать переписку в «облако», так что вы можете потерять контроль над своими снимками. |
Правило № 6 БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ Все, что попало в Cеть или даже в смартфон, останется там навсегда. Как правило, стереть данные из Cети невозможно. Единственный способ избежать утечки информации — не делиться ею. |
Правило № 7 НЕ СООБЩАЙТЕ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ Чтобы сделать геолокацию максимально безопасной, нужно следить за тем, чтобы местоположение не отображалось на «искабельных» объектах — особенно на фотографиях. На телефонах, в настройках камеры, как правило, можно запретить геометки. |
Правило № 8 ВНИМАНИЕ — НА ИГРЫ Игровые объекты, членство в командах, внутриигровые социальные связи — все это может стать механизмом манипуляции для мошенников, педофилов или даже вербовщиков различных экстремистских группировок. Вот почему в игре нужно вести себя особенно внимательно. |
Правило № 9 УЧИТЕСЬ ЗАМЕЧАТЬ ПОДДЕЛЬНЫЕ САЙТЫ Фишинг — это способ выманивать у человека его данные: логин, название учетной записи и пароль. Происходит это так: пользователю присылают ссылку на сайт, очень похожую на настоящий адрес почтового сервиса или социальной сети. Как правило, фишеры специально покупают такие домены. Например, для mail.ru это может быть «meil.ru», а для vk.com — «vk-com.com». Злоумышленник ждет, когда человек введет логин или пароль на поддельном сайте. Так он узнает данные, а потом использует их для входа в настоящий профиль своей жертвы. |
Правило № 10 ТРЕНИРУЙТЕ ПАМЯТЬ Пароли должны быть уникальными. Цифры и спецсимволы значительно усложняют процесс подбора. В соцсети, мессенджеры и почту безопаснее входить через приложения, а вот в браузерах ввода паролей следует избегать. Все приложения должны устанавливаться родителями или под их контролем. |
Правило № 11 АККУРАТНЕЕ С ПОКУПКАМИ Главное правило интернет-покупок такое: доступ ребенка к деньгам должен быть ограниченным и находиться под контролем родителей. Все сервисы, которые принимают деньги, должны иметь зеленый значок «https» рядом с названием. Если такого значка нет, лучше не пользоваться страницей. Впрочем, даже его наличие стопроцентной гарантии не дает. Часто в пабликах «ВКонтакте» предлагают что-то купить с использованием платежной системы Qiwi. Тут тоже нужно проявлять бдительность и внимательно изучать отзывы о продавце. В соцсетях есть немало мошенников, которые после получения денег исчезают. |
Правило № 12 ПРОВЕРЯЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ Чтобы проверить информацию, которую вы получили в интернете, следуйте следующим рекомендациям: · поищите еще два-три источника, желательно и на других языках тоже; · найдите первоисточник и задайте себе вопрос: «Можно ли ему доверять?»; · проверьте, есть ли в Сети другие мнения и факты, которые опровергают или подтверждают сказанное. Если нужно узнать какой-то факт или выяснить, что значит непонятный термин, можно обратиться к «Википедии». Там редко можно встретить совсем уж откровенную чепуху, но слепо доверять открытой цифровой энциклопедии не стоит: даже в ней попадаются ошибки. |
Правило № 13 ПОЗАБОТЬТЕСЬ ОБ «ОБЛАКЕ» Специалисты говорят, что облачное хранилище можно обезопасить, если предварительно зашифровать документы с помощью PGP или использовать программу для создания архива, поместив в него отсканированные документы. При создании архива нужно указать опцию «непрерывный архив» (solid archive) и поставить на этот архив хороший пароль. Не рекомендуется использовать один и тот же пароль для разных архивов. |
Правило № 14 СОБЛЮДАЙТЕ СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ Как и в жизни, в Cети нам приходится бывать в разных сообществах, и правила общения могут различаться. Вежливый человек, попав в незнакомое общество, прежде всего попытается узнать его особенности. Где-то принято общаться на «вы», а где-то — на «ты», где-то смайлики уместны, а где-то — нет. Есть компании, где приветствуется использование сетевого сленга, а есть такие, где его просто не поймут или посчитают вас безграмотным. Впрочем, существуют правила, актуальные для любых сообществ: · не привлекайте к себе внимание за счет эпатажа; · не отходите от темы разговора: «флуд» считается одним из главных «грехов» в Сети; · не игнорируйте вопросы собеседника, кроме явного троллинга или оскорблений — подобную беседу нужно немедленно прекратить; · никогда не участвуйте в травле: буллинг в Сети ничем не отличается от реального и одинаково опасен и для жертвы, и для агрессора. |
Правило № 15 ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ Не нужно делать в интернете ничего, что бы вы не стали бы делать в физическом мире. Разница между виртуальной и реальной действительностью минимальна. |
Данные правила составлены экспертами по кибербезопасности корпорации Mail.Ru Group и порталом «Учеба.ру».